Задачи и методы планирования

Любое структурное подразделение независимо от своих масштабов, сферы деятельности и форм собственности должно заниматься планированием.

Планирование имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях – это документ, который отражает принятие хозяйственных и других решений, определяет потребность в ресурсах, сроки выполнения заданий, исполнителей и ответственность за невыполнение.

Планирование – это деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики и организаций всех форм собственности.

Планирование представляет собой общую функцию менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.

Существуют следующие формы планирования: стратегическая, индикативная и директивная.

Стратегические планы как конкретные, обязательные к выполнению документы разрабатываются на основе стратегий развития компании.

Стратегическое планирование – это процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны, отраслей, предприятий, как правило, на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реакции на факторы внешней среды. При стратегическом планировании на макроуровне решаются те задачи, которые определяют характер экономических требований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны. При этом конечный результат не является строго фиксированным. Период стратегических планов 20-25 лет.

Индикативное планирование – является основным рабочим инструментом реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся ситуации. В качестве показателей социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения, состояние рынков товаров и ценных бумаг, валютного рынка, движения цен, занятость и уровень жизни населения. Взаимосвязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются: бюджетные средства, амортизационные отчисления, налоги, проценты за кредит, таможенные пошлины, государственный заказ.

Директивное – это обязательное, жесткое, планирование, подлежащее исполнению, предполагающее, прежде всего, применение командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь поставленных целей и задач. Из директивности планирования вытекают требования строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности организаций, всех хозяйственных органов и должностных лиц за невыполнение заданий. Это планирование обеспечивает контроль над производством и распределением ресурсов из единого центра.

Для разработки планов используются следующие методы:

  • балансовый;
  • нормативный;
  • программно-целевой;
  • метод моделирования.

Балансовый метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение, как способ, увязывающий потребности с ресурсами. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции, регулируются народно-хозяйственные пропорции, обосновывается необходимость соотношения между разделами и показателями плана, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие. Балансы разрабатываются при планировании как на макро-уровне, так и в организации. Эти балансы подразделяются на материальные, стоимостные, трудовые. Материальные балансы выражают натурально-вещественные пропорции; трудовые – источники поступления трудовых ресурсов и их использование; стоимостные используются при разработке финансовых планов, бюджетов доходов и расходов.

Нормативный метод применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. В процессе прогнозирования используются более обобщенные, а в планировании более конкретные нормы. Доведение нормативов до нормы осуществляется с помощью коэффициентов, учитывающих конкретные условия работы.

Программно-целевой метод используется для разработки программы развития на уровне отраслей народного хозяйства в целом.

Метод моделирования социально-экономических процессов, используемый в прогнозировании и планировании, базируется на разработке экономико-математических моделей и решении задач с помощью электронно-вычислительной техники. Модели применяются чаще при краткосрочном планировании, когда вероятность структурных изменений небольшая.

Основными принципами планирования являются:

  • оптимальность плановых решений в соответствии с выбранными критериями;
  • сбалансированность и пропорциональность показателей в отраслевом, территориальном, ресурсном, межотраслевом и др.;
  • выделение приоритетов и ведущих звеньев;
  • непрерывность, то есть сочетание текущих и перспективных планов, корректировок показателей при изменении условий и обосновании резервного, учитывающего различные риски, варианта плана, предназначенного для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Планирование разбивается на ряд стадий:

  • постановка задачи, что предполагает установление сроков их выполнения и определение необходимых ресурсов;
    В постановке задачи отражается производственная программа, которая устанавливает плановое задание, сформированное на основе централизованно установленных показателей и хозяйственных договоров;
  • конкретизация плана предполагает выработку конкретных установок и распространение принятых решений на низшие звенья. Это означает определение конкретных программ работ по каждому участку, цеху; увязку программы работ с ФОТ и с затратами; увязку всех затрат с финансовыми результатами, с прибылью;
  • корректировка плана предполагает конкретизацию сроков исполнения плана.

Обеспечение взаимосвязи стратегического, среднесрочного и текущего планирования

Управление текущей деятельностью железнодорожного транспорта должно быть подчинено выполнению стратегических задач. Для этого сформирована единая система планирования, включающая:

  • стратегические планы, разрабатываемые на 7-10 (и более лет);
  • среднесрочные планы, разрабатываемые на 3 года;
  • текущие планы и бюджеты: на год и квартал с помесячной разбивкой.

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» устанавливает контрольные параметры целевого состояния. Среднесрочные планы разрабатываются для детализации стратегических. Причем по основным параметрам среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных контрольных показателей. Это определяет необходимость ежегодного формирования трехлетних планов. При этом каждый очередной плановый период будет включать 2-ой и 3-ий годы предшествующего периода, т.е. будет осуществляться динамичное скользящее среднесрочное планирование. Трехлетнее скользящее планирование дает возможность внесения уточняющих корректировок для учета объективных изменений факторов внешней и внутренней среды Компании.

Прежде чем приступить к разработке среднесрочных планов необходимо:

  • проведение стратегического мониторинга внешней и внутренней среды и оценки влияния основных макроэкономических показателей на функционирование ОАО «РЖД»;
  • прогнозирование, сценарное моделирование и планирование основных показателей развития ОАО «РЖД» на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом необходимости достижения стратегических целей;
  • прогнозирование возможных неблагоприятных факторов, препятствующих развитию ОАО «РЖД», выявление основных рисков и подготовка предложений по снижению их влияния на финансово-экономические результаты деятельности ОАО «РЖД»;
  • формирование предложений по настройке соответствующих элементов стратегического управления ОАО «РЖД».

Среднесрочное планирование обеспечивает реализацию следующих целей:

  • приоритетное отражение коммерческих интересов ОАО «РЖД» с учетом ресурсных ограничений, накладываемых государственным тарифным и инвестиционным регулированием;
  • обоснованное прогнозирование и планирование основных показателей развития ОАО «РЖД» на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • обеспечение выхода на установленные контрольные параметры целевого состояния ОАО «РЖД», определенные Стратегической программой развития ОАО «РЖД»;
  • обеспечение принятия необходимых мер по настройке соответствующих элементов стратегического управления ОАО «РЖД» при отклонении фактических условий работы Компании от прогнозируемых;
  • возможность нейтрализации неблагоприятных факторов, препятствующих развитию ОАО «РЖД», и влияния основных рисков на финансово-экономическую деятельность ОАО «РЖД».

Текущие планы на соответствующий год должны соответствовать плановым показателям первого года среднесрочного периода, а квартальные – обеспечивать последовательную реализацию годового плана.

Текущие планы «настраиваются» на контрольные параметры Стратегической программы и должны быть подчинены приоритетам стратегического развития Компании.